Водка Absolut – это культовый бренд, реклама которого считается эталоном креативности и хорошего вкуса. Истории Absolut посвящены монографии, среди которых книга Ричарда Льюиса "The Absolut Book.The Absolut Vodka Advertising Story" и работа Тима Амблера "Глобальный маркетинг", статьи в энциклопедиях и главы в учебниках по рекламе.
Связь бренда с искусством породила феномен коллекционирования печатной рекламы Absolut (с коллекцией рекламных шедевров Absolut можно ознакомиться на некоммерческом сайте Absolutad.com).
На данный момент водка Absolut занимает третье место по обороту на мировом рынке алкогольной продукции (по оценкам аналитиков её оборот составляет 3-4 млрд. долларов). Что же касается американского рынка, на который приходится 60% мирового производства водки, Absolut всё ещё нет равных – несмотря на острую конкуренцию, она продолжает занимать позицию лидера. Absolut – единственная иностранная торговая марка, внесенная в Зал славы Американской маркетинговой ассоциации.
Absolutная история
Предшественник шведской водки - так называемый "bravin", что в переводе означает "огненное вино" - появился ещё в XV столетии. Изначально напиток применялся исключительно в медицине, и только в XVII веке водка стала национальным шведским напитком.
История бренда Absolut уходит корнями в далёкое XIX столетие, когда в Швеции был создан новый сорт водки "Absolute Rent Bravin" ("Абсолютно Чистая Водка"), который отличался новаторским способом очистки. Создателем этого сорта был Ларе Олссон Смит, "Король Водки". Однако его начинание пало жертвой борьбы шведских властей с пьянством. В 70-х годах XX столетия нашёлся человек, который смог продолжить дело Смита – им оказался президент V&S Vin & Sprit AB (Шведской винно-водочной корпорации) Ларс Линдмарк. У производителей была качественная водка, необходимо было разработать кампанию её продвижения на рынке алкогольных напитков. И первым камнем, о который споткнулись производители, стал дизайн бутылки. Предложения использовать при оформлении кричащие цвета и императорскую символику не казались перспективными. Проблему решил случай – рекламист Гюнер Броман был потрясён утончённой простотой увиденной в витрине аптеки бутылки. Именно она и стала прототипом тары для новой водки. С названием всё решилось ещё проще – от изначального "Absolute" просто отбросили "е", в результате чего название обрело неповторимый шведский колорит.
На протяжении всей истории бренда Absolut в его рекламных кампаниях использовался неизменный символ – бутылка, в крайнем случае ее очертания. Такой ход делает водку Absolut узнаваемой на прилавках магазинов даже для иноязычных покупателей, которые ни слова не поняли в рекламе продукта. На это делается ставка во всех рекламных кампаниях Absolut – уже после первой из них, которая носила имя "Абсолютное Совершенство" и прошла в 1980 году, продажи "абсолютной" водки резко возросли.
Absolut и искусство
Далее последовали рекламные кампании, непосредственное участие в которых принимали знаменитые, а порой и скандально известные, деятели искусства. Основателем этой традиции по праву считается Энди Уорхол, король поп-арта, который предложил "сделать что-нибудь с бутылкой". И таки сделал – постерах появился созданный Уорхолом портрет бутылки, выполненный в характерном для художника стиле. В 1986 году протеже Уорхола Кейт Херинг создал картину, на которой изобразил бутылку Absolut, окружённую безликими человечками. Нельзя не упомянуть о населённой джиннами и привидениями бутылке Кенни Шарфа, знаменитого любителя комиксов и мультипликации.
Фраза "Абслютное Эго" появилась на слуху после выхода в свет работы Дэмиена Херста, или, как называют его лондонцы, Формальдегидного Мальчика. Художника прославили картины с изображением мертвых животных, помещенных в формальдегид. В работе с Absolut Херст тоже не отступил от своей любимой темы, поэтому вскоре на суд широкой общественности была представлена своеобразная "матрешка": в формальдегиде плавает бутылка, внутри которой ещё одна и так до бесконечности. Не обошло стороной "Абсолютное Искусство" и Россию – в создании образа бутылки Absolut принимали участие художники Александр Косолапов и Ростислав Лебедев.
Отдельно следует отметить старания швейцарских, шведских и американских дизайнеров: в Альпах можно наткнуться на одиннадцатиметровую скульптуру "абсолютной" бутылки; в одной из шведских достопримечательностей - ледяном отеле – стоит бутылка Absolut высотой пять метров; в Канзасе существует поле, засеянное в форме бутылки, единственный недостаток которого заключается в его размере (12 футбольных полей), из-за чего произведение агроискусства можно наблюдать исключительно с воздуха.
Кроме того, Absolut связан с индустрией моды – бренд спонсировал коллекции Versace, Gucci, Prada и многих других.
Absolut сегодня
Absolut сегодня остается верен своим традициям и стилю. Наибольший упор по-прежнему делается на рекламу в глянцевых изданиях, но новые медиа тоже не обделены вниманием бренда. Среди последних печатных кампаний Absolut особого внимания заслуживает "Абсолютные Столицы": в 2002-2003 годах на страницах журналов появлялись статьи о барах и ресторанах наиболее ярких городов мира. На изображениях, помещенных рядом с материалами, всегда присутствовала та самая бутылка. Кампания проводились агентством TBWA.
В 2001 г. Absolut в рамках кампании "ABSOLUT INSIGHTS" спонсировал поиск баров и ресторанов для пользователей мобильной навигационной системы Vindigo. Вместе с результатами поиска абоненты получают исполненные тонкого юмора текстовые сообщения и проплывающее в нижней части экрана изображение бутылки Absolut.
Особого внимания заслуживает официальный сайт Absolut , на котором можно ознакомиться с историей бренда, его рекламными кампаниями, новостями и рецептами коктейлей. Также на сайте присутствуют аудио и видео подкасты.
Здесь же для фанатов бренда открываюстя просторы для реального творчества: на сайте существует проект Absolut Lomo (absolut.com/lomo), дающий возможность посоревноваться любителям ломографии. Ломография – вид фотографии, при котором художественную ценность имеет не сам кадр, а их количество, причем изображено на них может быть все, что угодно душе художника. Сайт представляет собой галерею, в которой каждый совершеннолетний желающий может оставить плоды своего творчества. После модерирования избранные фотографии попадают на так называемую "стену" (интерактивный стенд лучших работ).
Перед участниками поставлено задание сделать один или несколько снимков, в которых бы заключалось их видение Absolut. Для стремления к победе имеется стимул: победитель посетит Всемирный Конгресс Ломографов, который состоится в 2007 году.
Эксперт компании E-generator.ru Зайкина Виктория: "Позднейшая рекламная деятельность Absolut отражает самые прогрессивные рекламные тенденции. Проект Absolut Lomo – это частичная демократизация "снобистского" бренда. Частичная – потому что в отличие от, к примеру, проекта Pepsi по созданию билборда при помощи потребителей, здесь от участников требуется настоящее творчество, доступное многим, но не всем".
Эксперт компании E-generator.ru Алексей Шапиро: "Водка Absolut - образчик победы бренда над продуктом как таковым. На мой взгляд, она абсолютно (простите за каламбур) невкусная, но у нее есть статусность. Люди покупают ее, морщатся, но пьют, и другие люди следуют их примеру. На этот бренд буквально молятся некоторые торговцы брендингом, ведь Absolut - живой пример того, как желание приобщиться к бренду с большой буквы побеждает здравый смысл. Основные потребители Absolut - менеджеры среднего и высшего звена, а также другие обеспеченные и очень одинокие люди, которые выбирают именно Absolut из-за его ореола холодности и отчужденности. Этой водке удалось попасть в пресловутые 7-9 брендов в каждой товарной группе, которые запоминают люди - они могут себе позволить такое позиционирование".