На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

История в плакатах Аэрофлота

7 февраля в Москве в Государственном центральном музее современной истории России откроется выставка «История в плакатах Аэрофлота». 

Это культурное событие приурочено к 85-летию гражданской авиации России – Дню Аэрофлота, который по традиции отмечается 9 февраля в день подписания декрета о возложении надзора за авиаперевозками на Главное управление воздушного флота. В 20-е годы отечественный воздушный флот сменил несколько названий: «Добролёт», «Росавиахим», «Авиахим», пока в 1932 не было введено всем знакомое «Аэрофлот».

Сегодня – это самый известный коммерческий бренд нашей страны, прошедший через десятилетия и олицетворяющий флагмана авиаперевозок крупнейшей страны мира. Кроме перевозки пассажиров, почты и грузов и прокладки первых маршрутов из Москвы в Европу и Пекин, в начале своего пути компания выполняла и другие народнохозяйственные задачи: с помощью отравляющих веществ  боролась с  саранчой, хомяками и другими вредителями, под которыми также понимались представители буржуазии.

Эту борьбу в своей художественной манере Михаил Булгаков описал в «Роковых яйцах». Смешно, иронично, но в 1925 году Общество друзей химической обороны и химической промышленности Доброхим  (детище Льва Троцкого) объединилось с Добролетом для строительства «надежной газовой ограды, в которой будет строиться новое общество».

Становление Аэрофлота  началось именно с Добролета – первого советского авиационного акционерного общества. Рекламные плакаты,  призывающие население покупать акции -  работа идеолога русского авангарда, конструктивиста Александра Родченко, который часто работал в дуэте с Владимиром Маяковским. Реклама отличалась агрессивностью: «Тот не гражданин СССР, кто не Добролета акционер». Капитал общества за год вырос с 2 до 5 миллионов рублей. В 2007 году акции Аэрофлота были в числе самых доходных, принеся своим акционерам более 60% годовых.

Первая конкурентная схватка Добролета с украинскими коллегами из Укрвоздухпуть за прибыльные крымские рейсы также нашла отражение в плакатной графике 1927 года. Рекламный слоган призывает облететь Крым за 40 минут вместо 6 часов наземным транспортом. И авто на гидродром для авиапассажиров бесплатно.

В 60-е годы появился легендарный слоган «Летайте самолетами Аэрофлота».  Сейчас многие ухмыляются, мол, а чем еще летать. Но ведь на самом деле «Аэрофлот» в те годы жестко конкурировал с железными дорогами. На отдельных направлениях, например, в Адлер, перевес был на стороне авиаторов.

Новый поворот, новые тенденции в рекламном плакате появились в годы оттепели. На плакатах, на обложках «Огонька» членов политбюро потеснила красивая русская девушка в форме стюардессы. Она игриво смотрит в камеру, держа у лица букет фиалок. Стюардессы тогда были особой кастой и не только за свою неземную красоту. Вот диалог американского журналиста и стюардессы Аэрофлота: «Какой  у вас разрез на юбке! Куда он ведет?» «Как куда, в космос». «А можно запустить туда спутник?» «Конечно, можно, но только американский спутник слишком мал и быстро падает. Я знаю,  как они у вас сгорают в атмосфере…»

История в плакатах Аэрофлота, это почти вековая история нашей страны, это яркие эпизоды становления авиации, это расцвет графики, это красивые лица, это позитивные эмоции. Организаторы выставки собрали экспозицию из более 60 плакатов. Многие из них сохранились в архивах в единственном экземпляре. Плакаты сопровождаются кратким описанием наиболее ярких  событий того времени.

Экспонаты предоставлены Российской государственной библиотекой, Российским  государственном архивом социально-политической истории, Музеем «Аэрофлота», художественным фондом «Новая галерея», издательством «Контакт-Культура». 

Лев Кошляков, заместитель генерального директора ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии»:
«Для коммерческой компании любого масштаба и возраста не вполне привычно, но очень почетно стать предметом художественной выставки, объектом исторического и эстетического исследования. Задумывая организацию этой выставки к 85-летию Аэрофлота, мы не ожидали, что поиск и систематизация рекламных плакатов, связанных с историей российской авиации,  позволит не только вспомнить забытые факты и даты, но погрузиться в художественный материал, создающий настоящий «авиационный  карнавал».

Нина Бабурина, искусствовед, научный работник Российской государственной библиотеки, эксперт по плакатной графике советского периода:
«На выставке, посвященной истории Аэрофлота, собраны разные материалы, но ее главными экспонатами являются политические и рекламные плакаты. Плакат – один из самых мобильных и политизированных жанров изобразительного искусства. Произведения, посвященные «крыльям Родины» и расположенные в хронологической последовательности, дают представление и об основных вехах развития этого интереснейшего жанра художественной пропаганды, о ярком проявлении в нем принципов конструктивизма и фотомонтажа, социалистического реализма и максимализма перестройки».

Выставка состоится в Государственном центральном музее современной истории России (бывший Музей революции, ул. Тверская, 21) с 7 по 24 февраля 2008 года.

Информационные спонсоры:

Еженедельный журнал «Огонек», московское информационное радио «Сити-FM», «3 канал», портал деловых новостей «DP.RU», общенациональная ежедневная газета «Известия», информационное агентство в сфере авиации «АвиаПорт», ежемесячный деловой журнал «Большой бизнес».

Картина дня

наверх