Свежие комментарии

Россия в информационном пространстве зарубежных СМИ: сентябрь 2010 года

Россия в информационном пространстве зарубежных СМИ: сентябрь 2010 года

Исследование посвящено реконструкции образа России в информационном пространстве зарубежных СМИ.

 

Объектом рассмотрения являются следующие издания:

– британские (The Guardian, The Independent),

– американские (The New York Times, The Washington Post),

– канадские (The Globe and Mail),

– австралийские (The Sydney Morning Herald),

– немецкие (Der Spiegel, Die Welt),

– французские (Le Figaro, Le Monde).

Материалом послужили 345 статей в данных изданиях. Отбор статей проводился с помощью поиска по ключевым словам Россия, русский, Медведев, Путин.

Отбор материала ограничивался временными рамками – с 1 по 30 сентября 2010 года.

Анализ материала осуществлялся с опорой на несколько групп параметров:

1) оценка информационного факта: негативная / позитивная;

2) политические деятели: Д. Медведев и В. Путин;

3) основные темы обсуждения: внутренняя / внешняя политика, экономика, финансы и бизнес, социальная сфера, образование и наука, технологии, культура и искусство, спорт, происшествия, техногенные и природные катаклизмы, природные явления;

4) представленная точка зрения: журналиста, западного / российского эксперта, российской / западной общественности, российской / западной официальных точек зрения;

5) характер аргументации: односторонняя (аргументация либо только «за», либо только «против») и двусторонняя (аргументация, рассматривающая противоположные тезисы);

6) образные и стилистические средства: сниженная лексика, выражение иронии / сарказма, призыв к действиям по отношению к России, метафорические образы, аллюзии и др.

В таблице 1 представлены общие для всех СМИ результаты встречаемости перечисленных выше параметров в 345 статьях.

Россия в информационном пространстве зарубежных СМИ: сентябрь 2010 года

Примечание. Во втором столбце отмечается встречаемость того или иного параметра в проанализированных контекстах. Иными словами, значение 0,316, соответствующее упоминанию Д. Медведева, означает, что имя президента РФ встречается в 31,6 % контекстов проанализированной выборки.

Из таблицы 1 видно, что НЕГАТИВНАЯ ОЦЕНКА более, чем в 3 раза превосходит ПОЗИТИВНУЮ ОЦЕНКУ, которые дают зарубежные СМИ.

На рисунке 1 отражена степень выраженности негативного / позитивного отношения к России для каждого проанализированного издания.
Коэффициент выраженности негативного / позитивного отношения вычислялся следующим образом:
1) подсчитывалось общее количество контекстов каждого издания за анализируемый период (например, для Guardian – 28 контекстов, в которых упоминается Россия).
 2) вычислялось общее число негативных / позитивных оценок, данных в статьях (например, для Guardian 52 отрицательных и 11 положительных).
3) подсчитывалось среднее количество негативных / позитивных оценок, приходящихся на один контекст (например, для Guardian 1,86 – негативных; 0,39 – положительных).
4) вычислялась разница между средним положительным и средним отрицательным  значениями (например, для Guardian: 0,39 – 1,86 = -1,47). Данный коэффициент принимался за коэффициент выраженности  негативного / позитивного отношения к России.

Россия в информационном пространстве зарубежных СМИ: сентябрь 2010 года

Рисунок 1. Степень выраженности негативного / позитивного отношения к России

На рисунке 1 видно, что положительные значения (т.е. доминирование положительного отношения к России) имеют только два издания: канадское Globe and Mail и немецкое Welt.
Наиболее негативное отношение демонстрируют британские и американские издания: Guardian, New York Times, Washington Post и Independent.

Если рассматривать встречаемость в анализируемых изданиях за данный период имен Д. Медведева и В. Путина, то мы видим, что их упоминают почти одинаковое количество раз.  

Среди наиболее популярных тем обсуждения – внутренняя и внешняя политика, экономика и происшествия (чаще всего криминального характера).

Среди точек зрения, представленные в статьях, доминируют точка зрения российского эксперта и точка зрения официальных лиц российской власти (данная точка зрения часто играет роль отправного пункта для дальнейших рассуждений). Интересно, что обращение к мнению западных экспертов встречается почти в 2,5 раза реже, чем к мнению российских экспертов.

Дальнейший анализ проводился в рамках метода снижения размерности признакового пространства с помощью анализа соответствий. Данный метод позволил представить исследуемые издания и параметры в координатном пространстве переменных малой размерности.
В результате использования анализа соответствий отдельно по «негативным» и «позитивным» оценкам (см. рисунки 2 и 3) – в каждом случае было выделено 2 оси, сохраняющих 60-70 % информации исходной таблицы.

Полученные модели национальных медиа-пространств, представляют собой одновременное расположение на двухмерной плоскости параметров, участвующих в формировании образа России, и конкретных изданий. Показателем близости изданию той или иной категории служит величина отрезка, проведенного от категории до издания. Это позволило эксплицировать в медиа-пространстве западных СМИ однородные в функциональном смысле группы (параметров и изданий); изучить структуры медиа-пространства в аспекте данных категорий (и в указанном контексте обнаружить специфику каждого СМИ) и мн. др.

Россия в информационном пространстве зарубежных СМИ: сентябрь 2010 года

Рисунок 2. Информационное пространство негативного «сегмента» образа России
Примечание. На рисунке даны следующие условные сокращения: NY Times – New York Times, W Post – Washington Post, G Mail – Globe and Mail, Sydney MH – Sydney Morning Herald.

На рисунке 2 видно, что часть изданий (в основном, британские) «специализируются» на критике официальной точки зрения Российской власти, и особенно, В. Путина (см. Independent, Washington Post). Интересно, что официальная точка зрения российской власти в негативном аспекте ассоциируется в большей степени с образом В. Путина (ср. расстояние между расположением на рисунке «точек» Медведев – офиц. Россия и Путин – офиц. Россия).
В то же самое время, официальная точка зрения российской власти в позитивном аспекте ассоциируется в большей степени с образом Д. Медведева (см. рисунок 3) – расстояние между «точками» Медведев и офиц. Россия гораздо меньше, нежели расстояние между «точками» Путин и офиц. Россия.

Россия в информационном пространстве зарубежных СМИ: сентябрь 2010 года

Рисунок 3. Информационное пространство позитивного «сегмента» образа России

Экономическую проблематику в большей степени обсуждают Sydney Morning Herald, Globe and Mail, а также Welt и New York Times, причем канадское и австралийское издания в равной степени интересуют как положительные, так и отрицательные аспекты российской экономики.

Позицию официального Запада (в аспекте критики) в большей степени отражает британские издания Independent и Guardian,  а в аспекте позитивного отношения – Monde, Guardian, New York Times. Хотя заметим, что во всех случаях позиция официального Запада отстоит от всех перечисленных изданий на относительно далеком расстоянии.

Интересно, что отражение (как негативной, так и позитивной) точки зрения журналиста на происходящие события больше всего характерно для Guardian.

Российские эксперты в большей степени критикуют ситуацию в российской экономике, затем в социальной сфере, культуре, науке и технологиях; западные же эксперты сосредоточены на  состояния социальной сферы в России и только затем внешней политики, культуры, образования, науки и технологического развития России.

Критика состояния социальной сферы очень сильна и ближе всего Guardian и New York Times, причем, позитивных процессов в социальной сфере в России зарубежные СМИ не обнаруживают (см. положение социосферы на рисунке 3).

Положительные тенденции в развитии страны связаны большей частью с экономикой и внешней политикой, которые отмечают Sydney Morning Herald, Globe and Mail, New York Times, Welt, связывая успехи, как уже отмечалось, в первую очередь с именем Д. Медведева.
 

Константин Белоусов, Лилия Илимбетова, Наталия Ляшенко, Екатерина Чернышина,

Исследовательский центр компании Е-генератор

 

Картина дня

наверх