4 мая мир отметил День свободы прессы. Этот праздник, если его можно так назвать, посвящен свободе слова в мире. Увы, на практике он более похож на траур – в этот день публикуются списки погибших из-за своей профессиональной деятельности журналистов, а также мировые рейтинги свободы прессы, в коих страны СНГ за редким исключением значительно отстают от стран Африки и Южной Америки.
К этому дню Международная ассоциация газет (World Association of Newspapers) заказала рекламному агентству Sanjeev Saikia социальную рекламу, повествующую о тяжести цензуры, самоцензуры, финансовой зависимости и прочих факторов, мешающих журналисту должным образом исполнять свои профессиональные обязанности.
Рекламные принты были выполнены в форме огромных газетных колонок, в которых была зачеркнута большая часть текста. Впрочем, оставшиеся слова складывались в осмысленные фразы, общий смысл которых сводился к следующему посланию: даже в самых развитых нациях правительства часто ограничивают свободу слова и прессы «антитеррористическими» законами и постановлениями, часто запрещающими публиковать жизненно важную информацию. Вместо слогана идет предупреждение: «Внимание: эта реклама – не просто о цензуре». («Warning: this ad is not just about censorship»). Явный намек на частую самоцензуру журналистов при описании горячих тем, вызванную то гражданской позицией, то страхом. Часто – за собственную жизнь.