На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Крокодилы, деготь и интернет против коррупции

Одной из самых больших проблем, стоящих на пути развития экономики и общества, по-прежнему остается коррупция. Согласно самому известному рейтингу коррумпированности Corruption Perceptions Index (CPI), который ежегодно составляет международная неправительственная организация Transparency International, в 2011 году Россия занимала 143 место, соседствуя в этом списке с Беларусью, Азербайджаном и Нигерией. Агентство Маркетинговых Коммуникаций E-generator.ru провело мозговой штурм среди своих авторов, попросив прислать предложения по борьбе с коррупцией в России, а затем сравнило полученные идеи с мировым опытом в этой области.

Перед тем, как представить вашему вниманию анализ всех присланных предложений (а всего было получено более трехсот пятидесяти идей), необходимо отметить, что около сорока процентов респондентов были весьма эмоциональны в описании проблем и способов их решений.

Среди мер по борьбе с коррупцией было предложено отдавать взяточников на съедение крокодилам (автор tu®bodon) (видимо, тем самым параллельно решив проблему нехватки государственного финансирования зоопарков), а также отрубание рук, причем объем «купирования» должен быть пропорционален размеру взятки: «во-первых, это очень больно, во-вторых, в последствии чиновникам нечем будет брать взятки» (автор D@ddy!).

Источник: flickr.com/shebalso

Наряду с предложениями физической расправы над коррупционерами авторы E-generator.ru предлагали наказания унижением. Идея одного из них была продиктована как раз близостью России в рейтинговой таблице коррумпированных стран к Нигерии: автор предлагал «для пущего эффекта оплачивать им [осужденным за взяточничество — прим. Ред.] за счет конфискованных у них же средств операции по смене пигментации кожи... делать их черными» (автор Offtop).

Источник: cccp-film.ru

Самым оригинальным предложением оказалась идея обмазать чиновника, получившего взятку, дегтем, обсыпать перьями и провезти по главной улице города, повесив ему на шею табличку с подробностями его преступления (автор provinso).

Источник: pustovek.livejournal.com

Подобные предложения, конечно, мало коррелируют с российскими реалиями, но они не случайно приведены в начале нашего обзора. Большое их количество показывает, насколько сильно проблема коррупции затрагивает большинство из нас, а негатив и ярость, выражающиеся в предложениях применения грубых мер наказания, говорят об усталости людей от бессилия перед коррумпированностью власти. Впрочем, есть страны, не гнушающиеся применению самых жестких антикоррупционных мер. Так, в Китае с 1982 года существует два вида наказания для взяточников: пожизненное заключение или смертная казнь. Последняя мера является наказанием за коррупционные действия и в Иране. К сожалению, подобные меры не помогли странам улучшить свое положение в рейтинге CPI.

Вообще, все высказанные антикоррупционные предложения можно условно поделить на две большие группы: в первой группе окажутся все идеи, касающиеся ликвидации последствий взяточничества, а во второй — предложения по комплексному предотвращению коррупционных действий как таковых. Причем и в той, и в другой группе одним из самых распространенных рычагов воздействия на чиновника авторы признают чувство стыда.

Так, например, было предложено шить заключенным, получившим срок за коррупционные действия, форму с нашивкой «я обокрал народ», а на домах, где проживает взяточник, вешать позорные таблички (автор @brosig™). Довольно распространенными также оказались предложения по созданию досок позора и сайтов с подробной информацией о взяточниках. Сюда же можно отнести кампанию по дискредитации нейтрального выражения «коррупционер»: автор идеи предлагает называть коррупционеров ворами, а их действия — воровскими, что приведет к закрепления резкого негативного образа коррупционера в сознании граждан (автор @brosig™) . Кстати, подобной позиции придерживаются в Финляндии: здесь нет отдельного закона о коррупции и органа контроля над ней, как во многих других странах, поскольку коррупция рассматривается финнами как уголовное преступление.

Несколько присланных предложений содержали синопсисы социальных видеороликов, показывающих коррупционеров в неприглядном свете. В дополнение к этому несколько присланных идей содержали предложение об открытости судебных процессов над коррупционерами и подробное освещение этих процессов в СМИ, и здесь можно вспомнить опыт Нидерландов, где публичность антикоррупционных процессов является весьма значимой частью борьбы с подобными преступлениями.

Также одним из авторов была высказана мысль о необходимости воздействия на сознание людей художественными методами: «Кино всегда было мощным стимулятором для людей. Во время войны снимали фильмы, чтоб поддержать боевой дух. После войны снимали фильмы о героях труда. Люди смотрели, верили и заражались энтузиазмом. А теперь что в кино? Бандиты - это круто! Порнография повсюду - от рекламы до интернета! Снимите хороший фильм или сериал» (автор Цезарь-I).

Наконец, некоторые предлагали использование табличек «Я не беру взятки» (автор slawa-kpss), которые в обязательном порядке рекомендовали прикреплять на дверях кабинетов, а также нашивать на форму служащих (автор Brain Storm). Одним словом, существенная часть авторов считает необходимым формирование резко отрицательного образа чиновника-взяточника. Именно этим занимаются в Канаде, где с 1985 года существует Ценностный этический кодекс государственного служащего, а сама страна считается одной из самых коррупционно независимых.

Источник: olx.ru

Кстати, все подобные меры воздействия на население, по мнению респондентов, помогут добиться эффекта неприятия взятки как таковой, а значит, и нежелание простого человека участвовать в подобной процедуре. Но для того, чтобы рядовой гражданин мог оказывать сопротивление взяточнику, он должен быть хорошо информирован о своих правах и о способах защиты этих прав. «Мы в России безграмотные и бесправные, и эти два понятия бесконечно перетекают одно в другое», - справедливо отметил автор Sacura-chan2. Таким образом, можно выделить группу идей, касающихся информирования и повышения правовой грамотности людей.

Так, многие авторы говорят о необходимости социальной видеорекламы, флеш-роликов на самых посещаемых страницах в интернете, и больших информационных тумбах, которые необходимо располагать в присутственных местах. Везде должен быть указан телефон антикоррупционного комитета, в который можно будет обратиться с жалобой на чиновника.

Возможно, применение таких мер поможет укрепить в людях привычку бороться за свои права, которая, например, в Корее стала нормой: с 2002 года здесь комитет по аудиту обязан начинать расследование о коррупции по заявлению любого совершеннолетнего гражданина страны.

Отдельно хотелось бы отметить, что несколько присланных идей содержали предложения воспитательного характера. Так, одним из автороd Crocodile E-Gena было предложено создать «культовую» компьютерную игру для молодежи «Коррупция» (видимо, в параллель к весьмапо аналогии с популярной игре игрой «Демократия»), цель которой — подняться по карьерной лестнице, не получая взяток.

Идею воспитания антикоррупционного сознания в детях и молодежи поддерживает и другой автор Gulja, предлагающий проводить лекции «с рассказами про основные свободы человека, про Конституцию как паспорт страны, про то, что ее красивые правильные статьи - есть нормы прямого действия... про то, как вести себя с милиционерами и т.д.», причем встречи должны проводиться «известными блогерами или просто неравнодушными людьми, имеющими юридическое образование и умеющими интересно излагать мысли».

Конечно, никакие процессы информирования не будут работать, если не будет создан комитет по борьбе с коррупцией — организация, беспристрастно оценивающая действия чиновников и оперативно реагирующая на жалобы в их адрес. К сожалению, ни один из предложивших идея идею создания подобной организации не придумал внятного способа отбора работников такой службы, а также их контроля. Зато достаточное количество предложений поступило по обеспечению прозрачности бюрократической системы, и, как следствие, снижения уровня коррупции.

Некоторые авторы предлагали тщательно проверять тех, кто поступает на госслужбу. В США, например, чиновники предоставляют подробнейшую информацию не только о себе, но и обо всех членах семьи, а при необходимости даже проводить беседы с любым из них.

Другие авторы предлагали упростить и максимально автоматизировать процесс подачи документов и оплаты штрафов и таким образом сделать коррупцию экономически нецелесообразной. Например, одна из идей — возможность оплаты штрафов ГИБДД на месте: картами, электронными деньгами, SMS и прочими безналичными способами. То же самое предлагалось сделать с остальными платежами: чем проще и прозрачнее будет система оплаты пошлин, штрафов и взносов, тем легче будет человеку оплатить их, и тем меньше будет создаваться условий для получения взятки.

Еще одним способом обеспечения прозрачности, а также параллельно и установлению жесткого контроля за действиями чиновников, стали предложения по оборудованию кабинетов служащих и даже фуражек полицейских камерами. Так, одни предлагали осуществлять запись с камер и потом отдавать записи на просмотр специальной группе. Но, как известно, бесконечное количество информации требует бесконечное бесконечного времени для ее освоения, поэтому более приемлемым кажется вариант с онлайн-трансляцией, к которой в любой момент времени может подключиться каждый желающий.

Очевидно, что даже все внедренные вышеизложенные меры не помогут, если не произойдут изменения и внутри системы, затрагивающие самих госслужащих. Одной их распространенных причин коррупции считается невысокая заработная плата, поэтому логичным предложением стало повышение оплаты труда у рядовых служащих. Кстати, в Япония объясняет низкий уровень коррупции именно достойной оплатой труда госслужащих.

Также было предложено ввести обязательную смену места работы с определенной периодичностью (от абсурдных нескольких месяцев до вполне возможных пяти лет) - как объяснила автор этой мысли Лелена, «чтобы не обрастали коттеджами».

И, наконец, еще одной распространенной идеей стала обязательная и регулярная проверка всех госслужащих на детекторе лжи. Из более экзотических, но действенных мер было названо предложение обязать начальство регулярно работать на местах своих подчиненных. В качестве примера была приведена ситуация в детском саду: автор предложил «обязать каждого главу районного отдела народного образования каждого 20 числа каждого месяца отработать нянечкой полный рабочий день в детском саду и выкладывать отчет о проведенном дне в сети, а родители пусть дают свою оценку, правильно ли она обращалась с детьми, как часто вытирала им носики, успевала ли она переодеть всех 25 человек в группе с прогулки за 10-15 минут... Идея поможет конкретно нашей зав. роно РОНО задуматься 20 числа, а куда же уходят деньги детского сада» (автор Лелена).

Таким образом, проанализировав все присланные идеи и предложения, можно сделать вывод о том, что все они укладываются в классическую схему борьбы с коррупцией. Но, как показывает мировой опыт, только грамотное сочетание этих мер дает положительные результаты.

Так, в Сингапуре создание Бюро по расследованию случаев коррупции в сочетании с регламентацией действий чиновников и повышением уровня зарплат привели к тому, что Сингапуру удалось добиться нулевой терпимости к коррупции» (цитата из интервью с премьер-министром Сингапура Ли Сяньлуном). В Швеции смещение акцентов с запретительных мер на применение стимулов (налоги, льготы, субсидии) также привело к положительному результату.

В свете этого предложение одного из наших респондентов автора Зафара о необходимости государственного урегулирования взяток (было предложено официально разрешить брать взятки, указать максимальный размер взятки и обязать платить налоги с полученных денег) можно рассматривать как проявление отчаяния и иллюстрацию мифа о том, что коррупцию победить невозможно. В то время как мировой опыт доказывает, что даже в самых запущенных случаях грамотное применение комплекса мер может в корне изменить ситуацию.

Картина дня

наверх