Американские исследователи с удивлением отмечают в родном государстве новую, неизведанную ранее форму антиглобализма – антиглобализм потребительский. Выражается он в стремлении весьма немалых групп людей отказываться от продукции крупных корпораций, предпочитая ей местного производителя.
Так популярное мнение, что корпорациям невозможно противостоять, натолкнулось на неожиданный контраргумент.Некогда в США выходила книга Билла Мак Киббена (Bill McKibben) «Углубление в экономику: процветание сообществ и надежное будущее». В ней приводилась информация, согласно которой среднестатистическому американскому блюду приходится проделать от производителя до тарелки примерно 1500 миль. Локаворесы (locavores, сокращение от local wares, «местные товары», является самоназванием новых активистов) предпочитают покупать продукты, производимые в радиусе ста миль от дома. Технически это вполне возможно – пока речь идет не о чем-нибудь действительно дорогом, но о простых потребительских товарах.
Более того, абстрагируясь от идейных активистов, американские маркетологи стали отмечать, что и обычные потребители стали больше внимания обращать именно на продукцию, производимую рядом с ними.
При этом региональные власти стали радостно потирать руки: так больше денег оседает в бюджетах отдельных городов и штатов. Америка движется к федерализации? Вряд ли. Скорее, просто намечается новая тенденция на рынке. Выползет ли она за пределы США – будет ясно позже.
Для противостояния «локальщикам» американские рекламисты пока предлагают лишь одно проверенное средство: подтверждение лояльности клиенту, максимальное приближение корпорации к каждому потребителю. Тогда он, возможно, почувствует, что при всей географической удаленности корпорация ему ближе, чем фермер.