Свежие комментарии

  • ТАНЯ ЗАХАРОВА (Медянцева)
    Очень хорош модопалам, для лета. Бязь теплая для зимы10 решений постел...
  • Дед Базилик
    Это не в сервисе пролечили, это наш механик так убил инструмент. Хотел как лучше, а получилось как всегда.Мини-тест для 7 б...
  • ErrH Pan
    полуторный угар7 лучших рекламны...

E-generator: Подходы к развитию циркового искусства в России

E-generator: Подходы к развитию циркового искусства в России

Публикуем креативную часть заявки интерактивного агентства E-generator на участие в тендере министерства культуры РФ «Разработка концепции развития циркового искусства в России».

1. Укрупнённый анализ ситуации с цирковым искусством в России

В настоящее время российский цирк не уступает циркам других стран по уровню актёров, но существенно уступает по зрелищности.

Зрелищность ниже, потому что у российского цирка существенно меньше объем финансирования в расчёте на одного артиста. Как следствие, у нас проще костюмы, реквизит и сценическое оборудование, а также меньше зарплаты артистов. В итоге мы проигрываем по уровню влияния на мировое цирковое искусство, отстаём по динамике развития и общей экономической эффективности.

И ЭТО – ОБЪЕКТИВНАЯ СИТУАЦИЯ.

Российский цирк – социально ориентированный. Он строился так, чтобы быть доступным всех регионах страны. Поэтому у цирка в России большая и сложная инфраструктура, оставшаяся со времён СССР. На её поддержание нужны большие ресурсы.

Иностранные цирки напротив – изначально коммерческие проекты. Они концентрируют ресурсы, не заботясь о массовой доступности. Поэтому обеспечивают более современную техническую базу, большие зарплаты и т.

п. Кроме того, средняя покупательная способность российских граждан гораздо меньше, чем, к примеру, в США, Канаде или странах ЕС.

Во времена СССР советский цирк был одним из мировых лидеров. Это обеспечивалось за счёт мощной финансовой поддержки и сильной государственной пропаганды цирка.

Сейчас объем поддержки значительно меньше.

ВОПРОС: Можно ли в современных условиях сделать российский цирк мировым лидером? Можно ли при этом сохранить доступность и социальную значимость цирка?

С нашей точки зрения – можно. Ниже описаны подходы, позволяющие это сделать.

2. Общий подход к развитию циркового искусства в России

Что такое цирк и чем он отличается от других видов искусства?

Основа цирка – ЧУДО. Демонстрация уникальных возможностей человека в яркой и фееричной форме. Иллюзионисты, акробаты, воздушные гимнасты, эквилибристы, дрессировщики – все показывают невозможное. Единственное исключение – клоуны. Но они цементирующая основа всего представления.

Все перечисленные формы традиционны как для России, так и для зарубежного цирка. В этих формах мы сейчас не конкурентоспособны по зрелищности. Как уже говорилось выше, мы здесь проигрываем из-за недостаточного финансирования и материальной базы.

Значит надо выиграть в другом.

Предлагаем создать принципиально новый цирковой продукт, превосходящий по зрелищности мировые аналоги, за счёт совместного применения традиционных цирковых форм и нетрадиционных для цирка предметных областей.

За счёт этого:

    В РОССИИ

  1. Обеспечить в российском обществе высокий спрос на регулярный просмотр цирковых программ. Создать условия, при которых спрос на цирковое искусство сравним со спросом на театры, кино и центры развлечений.
  2. Обеспечить доступность цирковых выступлений во всех регионах России, для широких слоёв населения, включая людей с ограниченными возможностями (инвалидов, сирот и др.).
  3. Обеспечить высокую социальную значимость российского цирка для развития и воспитания детей. Сформировать в среде родителей мнение, что цирк – необходимая составляющая образовательного процесса.
  4. Сформировать в российском обществе массовые увлечения и хобби, связанные с цирком и развивающие интерес к цирку.
  5. В МИРЕ

  6. Занять позицию идеологического лидера в развитии содержания мирового цирка.
  7. Обеспечить широкую известность и массовый спрос на просмотр российских цирковых программ.
  8. Обеспечить доступность российских цирковых программ в мире за счёт гастролей и циркового туризма в Россию.
  9. ОБЩИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

  10. Обеспечить высокую экономическую эффективность за счёт:
    • продажи билетов российским и иностранным гражданам;
    • продажи сопутствующей продукции и услуг;
    • спонсорской поддержки циркового искусства крупными российскими компаниями.
  11. Сделать цирк концентратором шоу-технологий – так, чтобы любое шоу, построенное на любых технологиях, вызывало ассоциации с цирком. Причём – с российским цирком.

Ниже приведены ПРИМЕРЫ возможных решений «на стыках»:

  • Цирк и молодёжное движение.
  • Цирк и естественные науки.
  • Цирк и научно-техническое творчество молодёжи.
  • Цирк и образование.
  • Цирк и гуманитарные науки.
  • Цирк и телевидение.
  • Цирк и экстремальный спорт.
  • Цирк и семейные хобби.
  • Цирк и мода.

Также будут рассмотрены бизнес-схемы цирка и методы развития всероссийской системы циркового искусства в связке с частным предпринимательством.

3. Варианты развития циркового искусства на стыках с нетрадиционными формами

3.1. Общие сведения

Ниже описаны НЕКОТОРЫЕ ПРИМЕРЫ решений, которые могут быть применены для развития циркового искусства.

Ключевые задачи при разработке концепции:

  • Создать сбалансированный набор решений, опираясь на которые можно будет быстро за счёт использования малых ресурсов обеспечить рывок в развитии российского цирка.
  • Спроектировать систему непрерывного поиска новых решений, их отбора, практической проверки и внедрения лучшего.

3.2. Цирк и молодёжное движение

В России есть 2 шоу-проекта, которые пользуются большой популярностью, коммерчески эффективны и не теряют своих позиций уже много лет. Это – «КВН» и «Что? Где? Когда?».

Основа популярности этих проектов:

  • Телевизионная передача, задающая формат.
  • Всероссийская многоступенчатая лига участников.
  • И молодёжное движение – опирающееся на молодёжные команды в ВУЗах.

Предлагаем использовать этот уникальный российский опыт для развития циркового искусства.

ПРЕДСТАВЬТЕ:

В вузах создаются любительские молодёжные цирковые команды. Каждая команда тесно сотрудничает с определённой группой актёров из профессионального цирка.

Профессиональные артисты учат студентов основам циркового искусства. В свою очередь, студенты ПОСТОЯННО ПОМОГАЮТ ЦИРКУ СВЕЖИМИ ИДЕЯМИ:

  • Предлагают идеи номеров.
  • Пишут тексты для клоунад.
  • Разрабатывают идеи костюмов и реквизита.

Периодически проводятся совместные выступления цирковых профессионалов и подшефных молодёжных команд. Здесь ВСЕГДА АНШЛАГ – студенты вуза ВСЕГДА придут посмотреть на выступление своей команды.

Любительские номера для совместных выступлений цирк отбирает на конкурсной основе. Вузы соревнуются между собой – это стимулирует качественную подготовку в любительских командах.

Любительские команды участвуют в выступлениях без гонораров. Более того – команды сами ищут спонсоров для себя и развития цирковых номеров актёров, у которых они учатся.

Периодически проводится телевизионная передача – аналог КВН, в котором соревнуются сборные команды от разных цирков. В каждом выступлении участвуют:

  • Представители молодёжных команд – в конкурсе.
  • Профессиональные артисты – вне конкурса.

И каждый ГОРОД болеет за СВОИХ. Это подогревает интерес в городе к своему цирку.

Таким образом:

  • специализированная телевизионная программа создаёт постоянный интерес к цирку в обществе;
  • в студенческой и околостуденческой среде формируется хобби, связанное с цирковой деятельностью, и оно поддерживает интерес к цирку;
  • интерес к цирку поддерживается сформированной системой цирковых соревнований;
  • при разработке цирковых программ дополнительно используется интеллект тысяч студентов по всей стране;
  • удачные студенческие номера, технические решения, костюмы, тексты дорабатываются и включаются в профессиональную программу;
  • за счёт сочетания профессиональных и непрофессиональных номеров обеспечивается постоянная новизна программы;
  • повышается разнообразие программы, за счёт использование в ней профессиональных знаний студентов.

3.3. Цирк и естественные науки

Современной науке известно большое количество зрелищных физических и химических эффектов. Большая часть этих эффектов не известна широкой общественности.

Предлагается:

  1. Целевым образом искать такие эффекты и использовать в выступлениях.
  2. Совмещать научные чудеса с чудесными возможностями человека. Зрелище должно быть ярким и фееричным.

Искать и предлагать эффекты будут студенты из любительских команд, опираясь на научную базу своих вузов. Такой подход позволит существенно разнообразить цирковую программу.

Такой подход важен не только для цирка. Он будет иметь огромные последствия для развития науки и образования в России:

  • Цирковые номера, основанные на научных эффектах, будут формировать у детей интерес к науке.
  • Родители, заинтересованные, чтобы их дети учились с интересом, будут активнее водить детей в такой цирк.
  • В дальнейшем – цирковые номера с использованием научных эффектов можно на видео или вживую показывать в школах на уроках физики и химии. При этом у детей будет одновременно формироваться интерес и к цирку и к учебному процессу.
  • У студентов возрастёт интерес к обучению – они будут видеть в нем прикладные задачи.
  • Поиск новых научных эффектов стимулирует диалог между студентами и преподавателями. Сократится разрыв поколений в научной среде.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ЦИРКА, МОЖНО СТИМУЛИРОВАТЬ РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.

3.4. Цирк и научно-техническое творчество молодёжи

Для научных и технологичных цирковых номеров необходимы разнообразные технические средства:

  • роботы;
  • автоматизированные элементы сцены;
  • светотехника;
  • интерактивные костюмы и т.п.

Если создание таких средств показано в цирковой телевизионной программе, это создаст интерес к таким решениям у молодёжи. Чтобы его стимулировать, можно проводить открытые конкурсы на создание циркового оборудования и реквизита.

Таким образом, можно стимулировать развитие в России новой инженерной школы, ориентированной на робототехнику и высокоинтеллектуальные системы.

Задачи для конкурса можно брать исходя из реальных потребностей цирковых представлений. Также, можно открывать кружки научно-циркового творчества. Например – в школах или вузах. Причём такие кружки могут быть интегрированы с местными цирками.

В местных цирках также можно проводить региональные конкурсы циркового научно-технического творчества. Соревнования в конкурсах сформируют дополнительный интерес к цирку.

Ещё одно важное направление – научные цирковые наборы. Раньше существовали наборы типа «Юный химик». Можно создать их аналоги «Домашний химический цирк», «Домашний физический цирк» и т.п. Такие наборы дадут родителям возможность формировать у детей интерес и к науке. А у детей при этом будет формироваться устойчивый интерес и любовь к цирку.

Кроме того, продажа таких наборов – дополнительный источник дохода.

3.5. Цирк и художественное творчество

Цирковое молодёжное движение также создаёт большие возможности для художественного творчества.

Можно проводить конкурсы на разработку декораций, костюмов, грима, сценических образов и т.п. А также, на всевозможные тексты (например – репризы) и музыкальные темы.

3.6. Цирк и система высшего образования

Цирк может создать большое количество интересных и прикладных задач для системы образования.

В СССР основным поставщиком таких задач была оборонная промышленность. Сейчас поток оборонных задач снизился. Цирк может занять часть этой ниши.

Включение задач цирка в дипломные работы создаст дополнительную активность среди студентов. И, в то же время, создаст для цирка постоянный приток новых и хорошо проработанных решений

Как и в молодёжном творчестве, здесь большой спектр возможностей:

  • студенты инженерных вузов могут разрабатывать технику;
  • студенты консерваторий – писать музыку;
  • дизайнеры – создавать костюмы и образы;
  • историки – разрабатывать идеи тематических сценариев (представьте себе греческих богов в исполнении воздушных гимнастов);
  • будущие управленцы – исследовать организационные процессы в цирках и разрабатывать предложения по снижению издержек;
  • маркетологи – разрабатывать методы продвижения цирка и привлечения новых покупателей;
  • дипломаты – разрабатывать стратегии пропаганды российского цирка в других странах.

3.7. Цирк и система среднего образования

Дети лучше всего воспринимают тот учебный материал, который создаёт яркие эмоции. Развивая научно-техническую составляющую цирка, можно одновременно развивать методы подачи материала детям и переносить их в школы:

  • химические и физические опыты могут быть показаны в виде фокусов;
  • на уроках литературы можно устраивать клоунады по мотивам прочитанных произведений;
  • пантомимой можно изображать модели поведения животных на уроках биологии.

У детей на таких уроках формируется интерес и к предмету изучения, и к цирку.

СТИМУЛИРУЕТСЯ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ. И ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ СТАНОВИТСЯ БОЛЕЕ РАДОСТНЫМ.

Кроме того, добавляется возможность производить под брендом цирка учебное оборудование и видеопродукцию.

3.8. Цирк и телевидение

Как сказано выше, базовой цирковой программой связанной с цирком предлагается сделать «цирковые соревнования», построенные по аналогии с КВН.

Кроме этого можно создать спектр телевизионных программ, связанных с цирком. Приведём идеи таких передач:

  • Новости с «клоун-переводом» – обычная программа новостей, в сопровождении которых клоун показывает пантомиму.
  • «Сам себе циркач» – аналог «Сам себе режиссёр».
  • Уроки циркового искусства (жонглирование, фокусы).
  • Реалити-шоу «В цирке»: молодые ребята пробуют стать гимнастами, клоунами и т.п. – тяжёлый труд, вызывающий уважение.
  • Обзорная передача про цирк – история цирка, технологии цирка, выдающиеся циркачи.
  • Телефон «спасение от грусти» передача, аналогичная 911, но приезжают не спасатели, а клоуны.
  • Постоянное поддержание новостного потока про цирк.

3.9. Цирк и экстремальный спорт

Большое количество молодёжи увлекается разными видами экстремального спорта:

  • Паркур.
  • Горный велосипед.
  • Скейтборд.
  • Скалолазание.
  • Спелеология и т.п.

Встречаются одиночки и целые команды, которые уже показывают уникальные номера. Спелеологи, например, могут замечательно изобразить «мышей в куске сыра». Таких людей можно объединить под эгидой цирка.

Цирку это даст приток кадров и интересные дополнения в программе. А любителям экстремального спорта – возможность познакомиться с классической системой цирковой подготовки.

3.10. Цирк и авторское шоу

Кроме официального цирка существует движение авторских шоу. Например – городские танцы или огненное шоу. Люди показывают свои номера на корпоративных праздниках, городских мероприятиях, в клубах. Периодически они собираются большими группами, вместе общаются и тренируются.

Здесь также встречаются люди с высоким уровнем подготовки.

Как и в случае с экстремальным спортом – такое движение можно синхронизировать с цирком.

3.11. Цирк и семейные хобби

Довольно часто родителям не хватает идей – во что играть с ребёнком. Если сделать серию игровых наборов «цирк с ребёнком» это может стать для многих спасением.

Можно, также собрать базу цирковых игр с детьми на общем цирковом портале. Это привлечёт на сайт цирка прямую целевую аудиторию. Игры могут быть развивающими. При этом у детей формируется интерес к цирку – хочется сходить посмотреть «а как это делают взрослые».

Выпуск материалов на нескольких языках может дать проекту мировую известность.

САМОЕ ГЛАВНОЕ: ЦИРКОВЫЕ ИГРЫ С ДЕТЬМИ СПОСОБСТВУЮТ УКРЕПЛЕНИЮ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ.

3.12. Массовые цирковые фестивали

В рок музыке практикуется система открытых фестивалей (например «Крылья» или «Нашествие»). Если будет развёрнуто молодёжное цирковое движение, аналогичную практику можно ввести для цирка.

Фестиваль проводится летом. На большом открытом пространстве разворачивается 2-3 больших сцены и много маленьких. Собираются цирки молодёжные цирковые команды из разных регионов. Представления идут непрерывно со сменой участников.

Здесь же ведётся обмен опытом, для желающих проводятся мастер-классы.

Люди общаются в простой непринуждённой обстановке

3.13. Другие формы деятельности, совместно с которыми можно развивать цирковое искусство

При разработке концепции будет проведён целевой анализ форм деятельности на предмет стыковки с цирковым искусством.

Будут рассмотрены:

  • Цирк и театр.
  • Цирк и городские игры.
  • Цирк и ролевые игры живого действия.
  • Цирк и компьютерные онлайн игры.
  • Цирк и экология.
  • Цирк и различные формы производства и т.п.

4. Предложения по обеспечению интерактивности цирка

4.1. Необходимость создания интерактивных цирковых форм

В современных развлечениях все большее значение приобретает интерактивность. Люди хотят не только смотреть, но и активно участвовать в происходящем. Причём, не сами по себе, а ещё и взаимодействуя с окружающими. Такая форма даёт максимальную эмоциональную отдачу. Именно поэтому наибольшие обороты в сфере развлечений сейчас у компьютерных онлайн игр. Также, большой популярностью пользуются городские игры, ролевые игры, страйкбол и т.п.

ОДНА ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ЗАДАЧ РАЗВИТИЯ ЦИРКА – СОЗДАТЬ ИНТЕРАКТИВНЫЕ ЦИРКОВЫЕ ФОРМЫ. Это позволит резко поднять спрос на цирковое искусство.

Рассмотрим несколько возможных форм интерактивности в цирке.

4.2. Интерактивный цирковой комплекс

Представьте себе цирковой комплекс, в котором каждое место оборудовано джойстиком и сенсорным экраном.

Рассмотрим, как с помощью этого можно влиять на события, происходящие на арене.

ВАРИАНТ №1 «Клоунада с интерактивным сюжетом»

Клоуны разыгрывают представление. Посетители предлагают варианты развития сюжета. Например, с помощью SMS. Модератор рассматривает варианты, собирает их в группы по 3 и посылает на экраны пользователям. Пользователи голосуют – выбирают наиболее интересный вариант развития сюжета. Модератор по радио сообщает клоунам – как надо изменить ситуацию. Клоуны оперативно реагируют.

Фактически, зал управляет сюжетом.

ВАРИАНТ №2 «Кошка и солнечный зайчик»

Арена белого цвета и на неё сверху светит экран. Изображение на экране формирует компьютер. Посетители с помощью джойстиков управляют изображением на экране. Например – перемещают по арене изображения рыб (одна рыба сектор зрителей).

В свою очередь, акробаты этих рыб ловят, используя всевозможные трюки. Представление подобно игре кошки с солнечным зайчиком. Задача акробатов – поймать рыб и сделать это как можно более зрелищно. Задача зрителей – не дать поймать свою рыбу.

Сектора соревнуются между собой. По итогам объявляется победивший сектор.

Победителям также можно давать скидку на следующее посещение цирка. Тогда резко вырастет мотивация участников, и начнут формироваться постоянные команды, регулярно посещающие цирк.

Описанный вариант игры примитивен, но это только первая версия. Если объявить конкурс создание цирковых игр, мы сразу получим большой спектр решений.

ВАРИАНТ №3

С помощью тех же джойстиков и сенсорных экранов можно управлять:

  • роботами
  • автоматизированными элементами сцены
  • элементами костюмов, например, подсветкой и т.п.

ВАРИАНТ №4

При входе каждому ребёнку выдаётся бумажный лист со схемой самолётика. Дети складывают самолётики и вместе одновременно их запускает. Получается красиво и каждый участвует.

4.3. Интерактивное расписание программы

Большой интерес вызовет возможность формировать программу под себя.

Возможный вариант реализации. Программа формируется, как последовательность из номеров определённых типов. Например:

Типы номеров Варианты
Клоунада 1. Клоуны несут бревно
2. Клоун играет с собакой
Дрессура 1. Медведи на мотоцикле
2. Медведи пляшут вальс
Эквилибр 1. Катушки
2. Шары
Иллюзионист 1. Голова на столе
2. Кролики в шляпах

Желающие попасть на представление покупают билет заранее.

При этом они могут зайти на сайт цирка, познакомиться с программой, ввести номер своего билета и проголосовать – какие номера каждого типа они хотят смотреть. Голосование начинается за месяц и заканчивается за три до представления.

По итогам голосования формируется программа. Например:

Типы номеров Варианты
Клоунада 2. Клоун играет с собакой
Дрессура 1. Медведи на мотоцикле
Эквилибр 1. Катушки
Иллюзионист 2. Кролики в шляпах

Таким образом, люди смотрят именно то, что хотят. А содержание программы меняется каждый день. 7 номеров по 2 варианта в каждом позволяет скомпоновать 256 вариантов программы.

Схема имеет большое маркетинговое значение – сразу становится ясно, какие номера людям более интересны, а какие – менее. На основании этих данных планируется дальнейшее развитие программы.

4.4. Развитие интерактивного цирка

Интерактивный цирк может развиваться за счёт партнёрства государственного цирка и частного бизнеса.

Например: Цирк объявляет конкурс на инвестиционный проект «оборудование циркового комплекса интерактивной системой». Различные производители предлагают свои системы. Выбирается поставщик.

Поставщик из своих средств (полностью или частично) устанавливает оборудование. После этого цена билета поднимается на 10-15% и из этой дополнительной наценки идёт возврат инвестиций поставщику. Оговаривается срок, в течение которого поставщик получает свой процент от продажи билетов.

При этом поставщик сам может давать дополнительную рекламу представлений, чтобы увеличить свой доход от проекта.

5. Подходы к экономическому развитию российского цирка

5.1. Анализ эффективности продвижения российского цирка

В современной России в цирк редко ходят, просто потому, что мало о нем вспоминают. Причина проста – цирк очень мало представлен в информационном потоке и не использует современные методы продвижения. Кино, театры постоянно на слуху. Идёт реклама, новости, дискуссии. А цирк – не видно.

Лучше всего это заметно по блогосфере: Первая ссылка на российский цирк в блогах Яндекса – в третьем десятке. Основное количество тем про цирк посвящено иностранным циркам. В первую очередь – цирку дю Солей (Cirque du Soleil). Обсуждение российского цирка часто негативное. Основной тезис – мучают животных.

Портал цирка тоже не эффективно решает задачу продвижения. Судите сами:

  • Первая новость, которую видят посетители портала, датирована 1919 годом (В 1919 году В.И. Ленин подписал). При всем уважении к личности В.И. Ленина, родителям, желающим отвести ребёнка в цирк это не очень интересно.
  • Слоган на портале «Росгосцирк – надёжный партнёр». Нужен ли детям и их родителям цирк в качестве надёжного партнёра?

В итоге портал посещают всего несколько тысяч посетителей в день. В масштабах потребностей цирка это очень мало.

Из-за слабого представления в информационном пространстве цирк постоянно теряет деньги. Основная целевая аудитория цирка – молодёжь и молодые родители – все они активно пользуются интернетом. Их модель поведения – зашли в цирк, посмотрели, не увидели ничего интересного (или увидели негатив) – ушли.

Понятно, что если цирк так плохо представлен в собственной стране – он ещё хуже представлен в мире. Соответственно, иностранных туристов в цирке тоже мало.

ПРОСТОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОТОКА СВЯЗАННОГО С ЦИРКОМ В ИНТЕРНЕТЕ РЕЗКО ПОДНИМЕТ СПРОС.

5.2. Быстрые методы продвижения цирка и получения дополнительной прибыли

Здесь мы приводим быстрые, эффективные и сравнительно недорогие формы продвижения цирка. Значительную часть этих методов можно начать реализовывать сегодня. Все перечисленные формы могут быть развёрнуты за несколько месяцев, и уже дадут дополнительные продажи билетов.

Шаг №1: Пригласить блогеров и организовать для них закрытый показ ярких цирковых программ. В России несколько сотен блогеров с аудиторией более 20 тыс. человек. Если они дадут положительный отзыв о цирке это вызовет общественный резонанс и привлечён в цирк дополнительную аудиторию. Кроме того, такие блогеры – лидеры мнений. Информацию из их блогов копируют и распространяют многие другие люди.

Шаг №2: Договориться с крупными блогерами о периодическом размещении у них видеозаписей цирковых номеров (старых и современных). Это обеспечит постоянное поддержание интереса к цирку у их аудитории. Также можно запустить блог Российского цирка (заметим – блог цирка дю Солей в Российском интернете действует).

Шаг №3: Договориться с крупными Интернет-СМИ (Afisha.ru, Tden.ru, KP.ru, Topnews.ru, life.ru, smi2.ru). Открыть у них рубрику «цирк». Регулярно размещать там новости цирка и видеоматериалы. Цирковые номера и новости связанные с цирком, для таких порталов – интересный контент. В свою очередь, цирк будет постоянно на виду у нескольких миллионов человек.

Шаг №4: Организовать игры с детьми в игровых комнатах крупных торговых центров. Там же дать возможность купить билеты в цирк. Обычно в таких комнатах дети развлекают себя сами. Если с ними играть – они получат яркие воспоминания о цирке и захотят увидеть его снова. Кроме того, родители смогут сразу решить задачу «куда пойти с ребёнком». Работу в детских комнатах можно организовать силами простаивающих актёров, или студентов цирковых училищ. Для последних – это дополнительная практика.

Шаг №5: Создать на портале Росгосцирка возможность электронной покупки билета (по аналогии с билетами на самолёты). Родителям с детьми часто неудобно ехать к кассам. Тем более, неизвестно – будут ли там билеты и на какие дни. Возможность покупки по интернету без необходимости переплаты за доставку сразу привлечёт аудиторию.

Новость о такой форме покупки билетов в цирк легко распространят и интернет-издания и центральные каналы, что создаст дополнительную рекламу.

Шаг №6: Покупка цирковых билетов в электронных платёжных терминалах.

Мобильные терминалы – эффективное средство продвижения и продажи. Они есть в шаговой доступности у значительной части населения. Если договориться с крупными сетями типа «Киви» или «Элекснет», то люди смогут покупать билеты в цирк из ближайшего магазина или с автобусной остановки по схеме «оформил билет, распечатал, пришёл с ним в цирк». Существенно снижается барьер в принятии решения «сходить ли в цирк?»

Кроме того, люди будут сталкиваться с цирком просто при пользовании терминалом – это создаст дополнительные продажи билетов.

Распространение билетов через мобильные терминалы можно также поддержать новостью в СМИ

Шаг №7: Издать и запустить в интернет видеотрейлеры выступлений (компактные видеоролики). В т.ч. запустить трейлеры цирка в новостной поток, связанный с кино. Для рекламы фильмов эффективно используются видеотрейлеры – они за 1-2 минуты формируют у людей мнение – что они увидят, чем это будет им интересно. Технология легко воспроизводима для цирка. Причём, у кино уже сформирована массовая аудитория – есть специализированные порталы, которые размещают у себя подобные ролики. Размещение здесь видеоматериалов про цирк, скорее всего, будет воспринято с интересом.

Шаг №8: Наполнение циркового портала контентом, интересным для большой аудитории. Наиболее интересным разделом портала может быть видеоархив «Цирк за 100 лет». В этом разделе необходимо сделать рейтинг записей и возможность их размещения в блогах. Тогда большое количество людей будет просматривать материалы. Самые интересные выступления будут вирусом распространяться по интернету, собирая аудиторию.

Другие интересные разделы:

  • Как устроен цирк
  • Персоналии
  • Цирковые рекорды
  • Цирковые байки
  • Творческие конкурсы и т.п.

Шаг №9: Открыть тему цирка в сети киосков «Союзпечать».

Можно выпустить цирковые календари, школьные цирковые тетради, блокноты и т.п. Это может быть эффективным каналом продвижения по детской и юношеской аудитории.

Шаг №10: Организовать места встреч и общения молодёжи, увлечённой цирковым искусством. Скалолазы занимаются на скалодромах. Есть специальные площадки, на которых люди учатся лазить по горам. Скалодромы коммерчески эффективны. Целесообразно создать ЦИРКОДРОМ. Место, где люди учатся жонглировать, ходить по канату и т.п.

Шаг №11: Социальная реклама.

10% рекламных площадей в каждом городе и эфирного времени отведено под социальную рекламу. Рекламу цирка можно запустить по этому каналу

Комплекс методов быстрого продвижения – предварительный и будет детально проработан в рамках разработки концепции.

Стратегическое продвижение российского цирка в России и в мире – вопрос отдельной разработки. Тема будет детально проработана при подготовке концепции.

5.3. Варианты цирковой коммерческой деятельности

Помимо государственного финансирования и продажи билетов предлагается развить комплекс смежных направлений. Приведём некоторые варианты:

Франшиза: Небольшие коммерческие труппы могут выступать под брендом Российского цирка, платя абонентскую плату. Предприятия могут производить сопутствующую продукцию под брендом цирка. Например – детскую зубную пасту.

Цирковой туризм: Можно заключить договора на распространение билетов с туристическими компаниями, осуществляющими туры по России. Это будет особенно удобно при электронной покупке билетов.

Благотворительность: Крупные компании могут поддерживать цирковое искусство, оплачивая посещения цирка детьми из детских домов.

Спонсорство: Бизнес может спонсировать номера, деятельность отдельных артистов и т.п. В свою очередь, цирк может давать рекламу спонсорам. Чтобы это было эффективно, должна быть хорошо организована пресс-служба цирка. Информация о таких действиях со стороны бизнеса должна попадать в новости.

Продажа сопутствующих товаров:

  • Научные игры
  • Грим
  • Реквизит
  • Детские игры

Здесь необходим интернет-магазин цирковых и околоцирковых товаров.

Распространение мультимедийной продукции:

  • Записи выступлений
  • Обучающие программы

Выпуск коллекции одежды и обуви в стиле «Цирк» с использованием бренда российского цирка. Есть стиль «спорт», почему не сделать стиль «Цирк»? На разработку такого стиля полезно объявить конкурс среди молодых дизайнеров.

Цирковые сервисы для детей и корпоративные цирковые выступления. Сейчас на этом рынке действуют одиночки и небольшие компании. Если цирк системно выйдет на рынок с такой услугой, он займет значительную нишу, просто из-за высокого уровня подготовки артистов.


Материалы подготовлены авторами креативного творческого агентства E-generator (c)
в рамках разработки заявки на конкурс министерства культуры РФ
"Разработка концепции развития циркового искусства в России"

Картина дня

наверх