На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

E-generator придумал, как можно потрогать свет

Можно ли как-то незрячему человеку объяснить, что такое свет? Ну, если не свет, так хотя бы – фонарь? Что это такое, для чего необходимо, как работает, какие существовали и существуют разновидности и т.п.? Вряд ли – почти наверняка ответит большинство их тех, кому задать этот вопрос. Это ведь почти то же самое, что пытаться до глухого донести все прелести оперы. И будут неправы! Креативное творческое агентство E-generator по просьбе Музея уличного освещения «Огни Москвы» разработало способы, при помощи которых можно донести до незрячих и слабовидящих людей, что такое освещение и какие существовали и существуют фонари.

2009 год, объявленный годом равных возможностей, принёс немало позитивных перемен для москвичей с ограниченными физическими возможностями. Но, к сожалению, существуют сферы жизни, от которых инвалиды остаются по-прежнему отрезанными. В частности, для незрячего человека посещение музея остаётся, по большому счёту, занятием бессмысленным. Ведь для него едва ли ни единственной возможностью получить реальное представление о предметах является тактильный контакт. Но сложность в том, что трогать экспонаты в музеях, как правило, нельзя.

Однако это ещё – лишь одна «половина» проблемы. Причём, как оказалось, не самая сложная в плане решения. Некоторые музеи (увы, главным образом, за рубежом) ищут и находят пути её решения. В Лувре, например, есть специальная «тактильная» галерея, где можно руками «изучить» копии произведений искусств, а в музеях Арабских Эмиратов разрешается трогать объекты в хирургических перчатках. Ограничения, разумеется, все равно остаются, но это – уже хоть что-то.

Другой стороной проблемы, представлявшей дополнительную сложность для креативных авторов E-generator’а, искавших пути её решения, стал сам по себе необычный «объект» музея. Ведь свет – это не скульптура или предмет исторического интерьера. Его нельзя потрогать! То есть традиционные для незрячих людей тактильные способы изучения реальности в данном случае попросту отпадают.

Надо сказать, авторы поначалу довольно настороженно отнеслись к самой постановке задачи от музея «Огни Москвы». А некоторые из них так и вообще восприняли её, что называется, в штыки. Высказывались мнения, что предлагать незрячим людям посещение подобного рода – чисто «зрительного» музея – это явный перебор. В общем, звучали самые разные комментарии и характеристики данной идеи. От саркастического «заказчик жжёт», до негодующих, клеймивших идею как «кощунственную» и даже – «преступную»!

Однако постепенно авторы включились в работу в более-менее «штатном» режиме. Этому в какой-то мере поспособствовало и то обстоятельство, что представитель заказчика решился выйти на «прямой контакт» с креативщиками, чтобы оперативно отвечать на возникающие вопросы, уточнять постановку задачи и т.п. Решение это, надо сказать, необычное – заказчики, как правило, контактируют лишь с модератором проекта. Но в данной ситуации оказалось, что непосредственное общение поспособствовало креативу. И в итоге оказались сгенерированными довольно оригинальные идеи.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Ввиду сложности постановки задачи, идей по данному проекту поступило не так много как обычно. Всего было подано идей – 222, из них активировано – 120. Авторов, принявших участие в конкурсе – 95.

Победитель конкурса: Руся48.

Призёры: vboby, Liлит, Homo sapiens.

Данный проект носил благотворительный характер. Т.е. был бесплатным как для E-generator’а, так и для авторов. Победитель получил абонемент на посещение музея и «фирменный» альбом. Призёры получили книжки.

ИДЕИ ПОБЕДИТЕЛЯ (автор: Руся48)

Велосипедный фонарь

Установить около экспоната что-то вроде велосипеда (главное, с педалями), чтобы у посетителя была возможность сесть и «прокатиться», звуки колёс по брусчатке, по луже, отдалённый вой собак, редкие окрики прохожих- «осторожно!», звук проезжающих автомобилей, их гудки.

Автомобильный фонарь

Звук мотора, запах бензина, ветер в лицо (вентилятор). Было бы неплохо оборудовать руль, педали и чтобы ветер и звук мотора согласовывался с педалью газа.

Керосиновая лампа

Стрёкот кузнечиков, скрип пера, запах трав. Перо и книга с истрёпанными страницами возле экспоната.

Свечной фонарь XIX века

Предоставить возможность потрогать руками тёплый воск, размять его.

Каретный фонарь конца XIX века

Небольшие фигурки лошадей с имитацией шкуры животного, цокот копыт. Неплохо наличие места создающего тряску как при передвижении на карете.

ИДЕИ ПРИЗЕРОВ (по авторам)

vboby

Вероятно, забавными будут комментарии детей к увиденным материалам.

Показываем приглашённым детям какой-то интересный экспонат и записываем несколько вариантов рассказов детей об увиденном. Эти материалы должны быть доступны при посещении музея (причём не только для людей с затруднённым восприятием).

Liлит

Сделать звуковое сопровождение каждого экспоната. То есть, незрячий может одеть наушники, и тут же (посредством звуков «того» времени) окунётся в XIX или XX век. Если это масляная лампа, которую использовали учёные, когда писали свои работы (ну это к примеру), то нужно создать звуковое сопровождение такого плана – скрип пера, треск масла в лампе, голос гимназиста (XIX век), готовящего домашнюю работу.

То есть каждому экспонату «приставить» типичное звуковое сопровождение. Для уличных столбов освещения это будет уличный шум XIX века, звуки повозок с цокотом копыт лошадей, шаги прохожих по мостовой, чтобы в голове у незрячего оживала картинка. Параллельно будет идти звуковая экскурсия – где, когда и как использовалась такая-то лампа.

Homo sapiens

Создать аудио-записи произведений известных людей (поэтов, писателей, композиторов, певцов), которые были современниками тех или иных выставленных экспонатов и гипотетически могли прогуливаться по улицам, освещённым этими фонарями или иметь их у себя в саду или в доме. К каждому экспонируемому предмету должна иметься запись, становящаяся доступной после нажатия кнопки.

Предваряться запись может словами: «В России такой-то год. Уличное освещение представляет собой то-то. В это время в Москве композитор Мусоргский пишет такое-то знаменитое произведение». Оно звучит целиком или в сокращении. Запись может делаться голосами известных актёров на благотворительных началах.

Картина дня

наверх