Интервью с шеф-редактором aif.ru Алексеем Синельниковым.
Чуть более двух месяцев назад сайт газеты «АиФ» пришла развивать новая команда. Директор Ирина Чефранова, директор по маркетингу и рекламе Ефим Чернов и шеф-редактор Алексей Синельников. Приход этих специалистов благотворно повлиял на положение ресурса в рейтингах.
AIF.RU довольно быстро перебрался с 45—50-го места во вторую десятку новостных ресурсов. И уверено там себя чувствует. Никакого чуда в том, что сайт в летнее время показывает столь удивительную динамику, нет, считает его шеф-редактор Алексей Синельников. Им занимаются профессиональные люди, которые, к тому же, давно мечтали поработать вместе. А еще через два-три месяца они готовы предоставить читателям модернизированную версию сайта.Алексей, «АиФ» — еженедельное издание, а его приложения выходят еще реже. Как вы собираетесь выживать в Интернете, где контент обновляется ежеминутно и круглосуточно? Где вы планируете брать материалы? Как Вы подходите к формированию дополнительного контента?
Выживать? Как-то не очень к нам вяжется этот глагол. Мы вполне органично чувствуем себя в Сети. Я бы не стал оперировать понятиями «ежедневная газета», «еженедельник» в отношении сайта, открытого каким-либо из бумажных изданий. Так получилось, что у каждого СМИ эпохи современной России своя история, своя ситуация, своя организация процесса, свои возможности и своя дорога к успеху. Рассматривать «Аргументы и факты» просто как еженедельник было бы неверно. Скорее это мощнейший издательский дом, локомотивом которого служит популярнейшее в России СМИ. И с таким коренником многие проблемы Интернет-службы решаются проще.
Вы упомянули приложения «АиФ». Они тоже находят место на сайте AIF.RU, добавляя контентного «веса» сайту. Вообще ресурс AIF.RU должен представлять сбой витрину проектов издательского дома. Есть журнал «АиФ» ПРО здоровье«- читайте его на нашем сайте. Есть «АиФ» на даче» — пожалуйста, читатель, заходи, просвещайся, наслаждайся. Я верю в онлайновые гипермаркеты — в которых есть всего много, товары хорошо и удобно расставлены, их легко потреблять. Лидеры Рунета все по-разному, но подтверждают мысль о том, что на рынке выигрывают многослойные по тематике ресурсы. Должны быть в одном месте и новости, и чтиво, и аналитика, и видео, и интерактив.
Разумеется, у сайта есть достаточное количество редакторов, которые в течение дня готовят массу материалов. Это позволяет оперативно обслуживать читателя, готовить востребованные здесь и сейчас сюжеты, стремительно реагировать на события. Сейчас сайт AIF.RU вполне успешно конкурирует с онлайновыми ресурсами многих довольно толстых (а значит, информационно насыщенных) ежедневных изданий. Это лишний раз подтверждает, что в Сети не все зависит от периодичности выхода бумажного носителя брэнда.
Что нового ожидает пользователя на вашем сайте? Вы последуете модной сегодня тенденции предоставлять пользователю медиаконтент, подкасты? Или вы будете поддерживать в Сети несколько консервативный образ газеты?
Насчет консервативности «Аргументов» я бы поспорил. Им рулит достаточно амбициозная команда, которая имеет интересные планы развития продукта. Не сбрасывайте со счетов, что основатели этой газеты придумали 30 лет назад уникальный формат вопросов-ответов. И никто не смог его воплотить так, как «АиФ». Что-то такое угадывает коллектив в окружающей среде, если столько лет держит столь колоссальный тираж. К слову, «аифовский» жанр вопросов-ответов очень востребован в Интернете. На нем основаны чаты, форумы, конференции, целые громадные ресурсы вроде портала на Mail.ru.
И если сейчас в моде WEB 2.0, то можно сказать, в свое время Старков изобрел ПРИНТ 2.0 — потрясающий по своей демократичности и многознанию интерактив на бумаге. Это читательское со-участие в подготовке номеров обеспечило многолетний успех издания. В первую очередь на сайте мы будем поддерживать и развивать похожее направление. Читателю всегда нужен умный советчик, способный доходчиво изложить суть проблемы. Именно ответы на вопросы станут такой осязаемой связью сайта и газеты, признаком марки, фирменным знаком «АиФ» на бумаге и в Сети.
А подкасты и прочие модные инновации — не самоцель. Мы будем применять их по мере необходимости. Ведь очевидно, что рассказ о юбилее Магомаева, взятый из газеты, будет гораздо интереснее, если мы на сайте снабдим его видеозаписью самых звездных выступлений мэтра эстрады.
Вы будете копировать идеи, доказавшие свою состоятельность, основываясь на собственном опыте? В рамках создания онлайн-редакции вы будете ориентироваться на примеры больших корпораций, перенимать их опыт?
Тут за всех Маяковский уже ответил: «Глазами жадными хапайте то, что на нашей земле хорошо и что хорошо на Западе». Конечно, будем развивать не только свои, но и чужие идеи — в этом вообще смысл современной цивилизации. Не копировать, а развивать. Все равно полного дубля не получится — у каждого своя история, своя организация процесса. Я бы с удовольствием заимствовал идеи на Западе, но только не все они воплотимы на нашей территории.
Огромное количество сил нашего Рунета уходит на обслуживание двух столиц — у них широкополосный доступ в Интернет. Остальные города, даже мегаполисы, качают нашу продукцию через тоненькие телефонные провода. А многие современные технологии могут окупить себя только после определенного порога посещаемости. Нет, не так. Многие современные технологии требуют провода в палец толщиной, чтобы попасть в компьютер пользователя. А нет того провода. Будем ждать и тренироваться на менее прихотливых технологиях.
Традиционный вопрос — что вы думаете об «убивании» Интернетом бумажных тиражей? Грозит ли это вашему издательскому дому? Как скоро и сможет ли вообще ваш ресурс стать доходной частью бизнеса ИД «АиФ»?
Первая часть вопроса — общее место, современная схоластика издательского мира. Сайт и газета — не сообщающиеся сосуды. Здесь работают более сложные схемы, в которые вовлечены все игроки рынка и даже более того. Газете не стоит бояться меня, стремящегося увеличить посещаемость ресурса. Я же не бегаю от печатного киоска к книжному магазину и не кричу: «Брось эту гадость, она испачкает тебя краской! Иди же ко мне, я покажу тебе такое, ты будешь плакать от счастья!» Газета скорее пострадает от торговца пивом. Если у человека останется последних 15 рублей, не факт, что он потратит их на свежий выпуск. Я же поддерживаю привычку к чтению у тех, кто ушел в Сеть. И если человек 11 месяцев в году читает в онлайне «АиФ», то, оказавшись в Крыму без доступа к Сети, угадайте, какую газету он выберет?
О доходах. С учетом того, что мы планируем через два-три месяца провести довольно заметные и затратные перемены на ресурсе, думаю, что в ноль мы выйдем примерно к лету будущего года.
Появятся ли на вашем ресурсе региональные представительства «АиФ»?
Безусловно. Это наше богатство и грех было бы не устроить так, чтобы мы продолжали богатеть. И появление наших региональных партеров на ресурсе произойдет довольно быстро.
Чем отличаются успешные веб-версии «бумажных» СМИ от обычных?
От обычных — каких? Которые отгрузили кое-как номер в Сеть — и хоть трава не расти? Да тем и отличаются, что в успешные версии «бумажных» СМИ вкладывается огромное количества труда. Это очень серьезный продукт, отличающийся от оффлайновой матрицы. И как правило, впереди на лихом коне оказываются сайты СМИ, руководители которых понимают: а) что есть принципиальная разница между бумажным и виртуальным носителем, хотя б они и связаны одним названием; б) что сайт сам по себе развиваться не будет и нужно в него вкладываться. Судя по тому месту, которое сейчас занимает сайт AIF.RU в новостном рейтинге, у руководства издательского дома нет проблем ни с пунктом а, ни с пунктом б.
А что вообще, на Ваш взгляд, происходит в сфере Интернет-редакций «бумажных» СМИ?
Все сайты бумажных изданий развивались примерно по одному сценарию. Сначала там, где-то в уголке, сидели такие полуэнтузиасты и номер выкладывали. Актом отчаянной смелости было поставить какой-нибудь опрос читателей. Потом они заработали первые пять тысяч на рекламе и были встречены буйным хохотом дирекции во время доклада об этом грандиозном успехе. Когда доход стал измеряться десятками, а иногда и сотнями тысяч, начальство стало чесать репу и делегировать в Сеть журналистов.
Вся остальная редакция начинала дружно ненавидеть придурковатых, по ее мнению, интернетчиков. Мол, это не журналистика и вообще пошли они с этими мегапикселями в межьящечное пространство! Но виртуальный конь впрягся в одну борозду с оффлайновой лошадкой, и все потихоньку успокоились. До всех потихоньку доходит, что сайт — это еще один способ обслужить читателя, а значит, получить доход.
У меня ощущение, что сейчас в Сети наступило время приватизации а-ля Анатолий Борисович. Все время рождаются какие-то стартапы, все стремятся застолбить идею за собой — авось, потом выстрелит. Из «бумаги» в Интернет потихоньку перебираются весьма квалифицированные кадры — потому что в этой сфере появились деньги, в том числе и «белые». Что для многих важно в эпоху Ипотеки. Вероятно, акционеры наконец поверили выводам аналитиков о грядущем рекламном буме в Интернете.
Кто-то нанимает бригаду иностранных разработчиков для своего ресурса. Кто-то покупает огромный круглый стол с плазменными панелями и усаживает за него всех редакторов, чтобы оперативно решать, какие материалы приберечь для номера, а какие немедленно отправить на сайт. Кто-то выделяет колоссальные деньги на закупку трафика и подъем по рейтинговой лестнице.
Не исключаю и такой простой мысли, что на бумажном рынке уже давно все ясно и все попилено. Ну потеряет газета-альфа процент-полтора, а газета-бетта приобретет. Колоссальных деформаций от этого не произойдет.
Другое дело — Сеть, где ранжирование не так очевидно. А денег явно становится больше. Уверяю вас, никто из матерых главредов и гендиров и бровью бы не повел в сторону Инета из простого человеческого интереса. Слишком дорого стоит их внимание. И я не исключаю, что натиск «бумажных» сайтов, за которыми стоят армии обученных журналистов, заставит потесниться привычных онлайновых лидеров.
Какие онлайн-ресурсы вы рассматриваете в качестве прямых конкурентов, с кем будете бороться?
А все просто. Отсчитайте от нашего положения в рейтинге на Рамблере вперед десять ресурсов. Это и есть наши прямые конкуренты. Наше место — перед ними. Мы не обольщаемся, эта добыча легкой не будет.
Источник: Mediaguide.ru